Вечерняя группа второго высшего образования юридического факультета РУДН 2011—2014

Кредитно-рейтинговая система и система оценок ECTS

Традиционно у нас использовалась «система оценок итоговой академической успеваемости» — пятибалльная система оценок (5, 4, 3, 2).

Теперь у нас принято сочетание балльно-рейтинговой cиcтемы и системы оценок ECTS (те самые A, B, C, D, E, Fx, F). Иногда такую систему называют кредитно-рейтинговой.

Надеюсь, этот материал поможет нам разобраться, что же такое балльно-рейтинговая система и с чем её едят. :)

  • Что такое ECTS
  • то такое крéдит
    • Какая работа входит в понятие «Учебное время»
  • Что означает каждая буквенная оценка
  • Соответствие систем оценок (используемых ранее оценок итоговой академической успеваемости, ECTS и бально-рейтинговой системы оценок текущей успеваемости)
  • Обеспеченность учебными материалами
  • Контроль знаний (аттестации)
  • Формы контроля знания
    • Письменные
    • Устные

Что такое ECTS

ECTS (англ. European Credit Transfer and Accumulation System — Европейская система перевода и накопления кредитов) — общеевропейская система учёта учебной работы студентов при освоении образовательной программы или курса.

На практике система ECTS используется при переходе студентов из одного учебного заведения в другое на всей территории Европейского союза и других, принявших эту систему, европейских стран. Один учебный год соответствует 60 ECTS-кредитам, что составляет около1500–1800учебных часов. Для получения степени бакалавра нужно набрать от 180 до 240 ECTS-кредитов, а для магистра добрать недостающие до 300 (то есть ещё от 60 до 120 ECTS-кредитов).

То есть общий курс обучения во всех странах, принявших эту систему получает единый общий критерий, при этом такой же общий критерий присутствует и по каждому предмету. Если у нас прошёл курс «Профессиональная этика юриста», объёмом в 2 кредита, то в любом другом вузе точно знают, что за предмет мы прошли, в каком объёме и каков у нас уровень владения этим предметом (по нашей оценке по итогам аттестации).

Что такое крéдит

Крéдит (зачёт) или зачётная единица Карнеги — зачёт, выставляемый учащемуся за один прослушанный курс в школе или высшем учебном заведении, объём которого составляет обычно один академический час в неделю в течение семестра (или два зачёта — за курс в два семестра, или за курс в два часа в неделю, читаемый за один семестр).

На самом деле всё проще: 1 кредит равен 36 часам.

Официально же:

  • 1 зачётная (аккредитационная) единица = 27 астрономическим часам = 36 академическим часам продолжительностью по 45 минут;
  • 1 неделя (практик или других учебных работ) = 54 академическим часам = 1,5 зачетные единицы. Учебный год составляет 34 недели, или 51 зачетную единицу; 6 недель сессий приравнивается к 9 зачетным единицам (расписываются по дисциплинам из расчета: 1 семестровый экзамен - 1 зачётная единица).

Учебный год в итоге составляет 40 недель, или 60 зачетных единиц учёта "количества образования".

При этом в объём предмета входит вся работа студента, так называемое «Учебное время»: прослушивание лекций, участие в семинарах, подготовка докладов, написание рефератов, курсовых работ и так далее. Конечно, при учёте самостоятельной работы присутствует некая условность: считается то, сколько студент в среднем должен потратить времени на подготовку того же доклада, а не то, сколько он реально потратил времени на это. Можно доклад скачать, а можно три недели просидеть в библиотеке. Но скачанный и даже не прочитанный доклад в итоге оценится ниже: преподаватель оценит уровень владения материалом. То есть в этой части система вполне адекватна и справедлива.

Какая работа входит в понятие «Учебное время»

  • собственно аудиторная нагрузка, которая составляет примерно 50 % от общего объёма учебного времени;
  • время, отводимое на самостоятельную работу студента (оставшиеся примерно 50 % от общего объёма учебного времени), где на каждый лекционный час должно приходиться примерно 1,5 часа самостоятельной работы;
  • время, необходимое на чтение литературы, рекомендованной по курсу и составление конспектов;
  • время, необходимое на подготовку письменных работ;
  • время, необходимое на подготовку к экзаменам. Этот объём времени примерно равен аудиторной нагрузке.

С целью обеспечения мобильности студентов каждая учебная дисциплина оценивается определенным количеством зачетных единиц — кре́дитов, что позволяет оценивать уровень освоения учебных программ студентами, обучающимися в разных университетах, и выдавать дипломы, соответствующие уровню образования и квалификации. При этом диплом, выданный в одной стране, будет понятен в другой стране: не нужно сопоставлять пяти-, шести-, семи-, десяти-, двадцати- и стобалльные оценки, принятые в разных странах, точно и по единому критерию известен объём каждого изученного предмета и уровень владения им.

Что означает каждая буквенная оценка

A «Отлично» («Превосходно»)
Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
B «Очень хорошо» («Отлично»)
Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном формированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения большинства из них оценено числом баллов, близким к максимальному.
C «Хорошо»
Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
D «Удовлетворительно»
Теоретическое содержание дициплины освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
E «Посредственно»
Теоретическое содержание курса освоено частично, некоторые практические навыки работы не сформированы, многие предусмотренные программой обучения учебные задания не выполнены, либо качество выполнения некоторых из них оценено числом баллов, близким к минимальному.
Fx «Условно неудовлетворительно», с правом пересдачи
Теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения: учебных заданий не выполнено либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий.
F «Безусловно неудовлетворительно», без права пересдачи
Теоретическое содержание курса не освоено. Необходимые практические навыки работы не сформированы, все выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий.

Примечание. У нас в университете оценка A — это «Отлично», оценка B — это «Очень хорошо». В других вузах встречается, на мой взгляд, более правильная градация «Превосходно» и «Отлично» соответственно. A = «Отлично» — это максималистский принцип, исходя из утверждения, что «Отлично» — это некий потолок, а всё остальное — уже плохо, уже ущербно. A = «Превосходно» — это принцип исключительности высшей оценки, принцип того, что она — выше лучшего. Что по сути оценка B — это уже отличные знания, а оценка A — это безупречное, исключительное, виртуозное владение предметом. Мне кажется, второй подход ближе к духу этой системы оценок: получить наивысший балл (конечно, при условии добросовестного применения этой системы) невероятно сложно.

Предлагаю обсудить это у нас на форуме.

Да, ещё у нас в университете во всех материалах, описывающих ECTS, присутствует одна и та же ошибка: описания оценок D и E полностью идентичны.

Соответствие систем оценок (используемых ранее оценок итоговой академической успеваемости, ECTS и бально-рейтинговой системы оценок текущей успеваемости)

Кредитов (часов/баллов)Оценки
5+543+32+2
ABCDEFxF
1 кр. (36 б.) 34—36 31—33 25—30 22—24 19—21 13—18 Менее 13
2 кр. (72 б.) 67—72 61—66 49—60 43—48 37—42 25—36 Менее 25
3 кр. (108 б.) 100—108 91—99 73—90 64—72 55—63 37—54 Менее 37
4 кр. (144 б.) 133—144 121—132 97—120 85—96 73—84 49—72 Менее 49
5 кр. (180 б.) 166—180 151—165 121—150 106—120 91—105 61—90 менее 61
6 кр. (216 б.) 199—216 181—198 145—180 127—144 109—126 73—108 менее 73
7 кр. (252 б.) 232—252 211—231 169—210 148—168 127—147 85—126 менее 85
8 кр. (288 б.) 265—288 241—264 193—240 169—192 145—168 97—144 менее 97

Обеспеченность учебными материалами

Бально-рейтинговая система оценивания предполагает полную обеспеченность учебного процесса методическими материалами. В частности для каждого направления (специальности) на факультете должны быть подготовлены:

  • тематические программы по каждой дисциплине (указывается трудоемкость в кредитах), в том числе, указываются цели освоения данной дисциплины;
  • список общих и специальных компетенций, которые студент должен освоить по каждой дисциплине
  • материалы для аудиторной работы по каждой дисциплине: тексты лекций (в том числе и в электронном виде), программы и планы семинарских занятий, мультимедийное сопровождение аудиторных занятий, раздаточный материал;
  • материалы для самостоятельной работы студентов: наборы текстов домашних заданий, материалы самоконтроля по каждой дисциплине, типовые модели рефератов, курсовых работ, эссе и критерии их оценивания;
  • учебные электронные материалы в электронной библиотеке университета;
  • материалы для контроля знаний: письменные контрольные задания, письменные и электронные тесты, экзаменационные билеты по каждой дисциплине;
  • материалы для работы на практиках: планы и программы проведения практик, формы отчётной документации.

Обсудить восхитительное качество обеспечения нас учебными материалами, если у нас даже учебного плана актуального нет, предлагаю у нас на форуме. :)

Контроль знаний (аттестации)

  • рубежная аттестация:
    • контрольные работы,
    • тестирование (письменное или компьютерное)по разделам,
    • отчет по курсовым работам,
    • «защита» практикумов.
  • текущая аттестация:
    • итоговое тестирование по дисциплине,
    • экзамен (письменный или устный),
    • итоговая аттестация.

Формы контроля знания

Письменные

Псевдотестирование
(псевдо- — поскольку не является действительно тестированием, а набором множественных вопросов, т.е. задания по выбору правильного ответа). Проводится на бланке или на компьютере, где из набора суждений необходимо выбрать правильные.
Эссе
Письменные ответы на заданные темы. Требуют самостоятельной переработки и интегрирования материала. Требуются четкие критерии оценивания и комментарии преподавателя.
Рефераты, статьи, аннотации монографий, концепций
Требуются методические разработки по написанию каждого вида письменной продукции и четкие критерии оценивания.

Устные

Выступления, сообщения, доклады
Должны включать оценку коммуникативного компонента. Образец отличного, хорошего и удовлетворительного выступления должен быть создан самим преподавателем. Требуются критерии оценивания демонстрируемых умений.
Неформальное собеседование
Участие в дискуссии. Оценка групповой работы. Примером задания может быть групповое обсуждение научной статьи или сложного текста. Требуются критерии оценивания демонстрируемых умений.